Выпуск № 5 2022 года

«История в кино, кино в истории»: современные практики анализа кинотекста

Содержание

 

От редактора

 

 В данный номер журнала по преимуществу вошли статьи, написанные на основе докладов, прочитанных 26–27 апреля 2022 г. на Международной научной конференции «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста», организаторами которой выступили Институт истории СО РАН и Центр культуры и отдыха «Победа» в Новосибирске. В этом научном форуме приняли участие этнографы, историки, социологи, искусствоведы из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Екатеринбурга, Магнитогорска, Новосибирска, Барнаула, Иркутска, а также ученые из Казахстана и Японии. На пленарном заседании с приветственным словом к собравшимся обратился Председатель Сибирского отделения Российской академии наук академик Валентин Николаевич Пармон. В ходе встречи обсуждались различные вопросы, связанные с изучением кинематографа как исторического источника, историей российского и зарубежного кинематографа, трактовкой исторических реалий в игровых и документальных фильмах, созданных в различные временные периоды. В целом общение проходило в конструктивной атмосфере и конференция стала по-настоящему ярким, запоминающимся событием.

 

Читать полностью

 

Фотография предоставлена пресс-службой Председателя Сибирского отделения Российской академии наук академика В.Н. ПармонаПриветственное слово председателя СО РАН

 

 Рад приветствовать вас на сибирской земле! Новосибирский Академгородок – один из ведущих мировых центров развития науки, в том числе и в сфере IT-технологий. Сегодня, когда информация, ее интерпретация и подача играют с каждым днем все большую роль, формируя общественное мнение о тех или иных событиях, ваша встреча, посвященная кинематографии, приобретает особое звучание. Возможно, в значительно большей мере, чем другие виды искусства, кино вплетено в ткань социальной жизни, испытывает на себе ее влияние, несет на себе ее отпечаток. Связь кинематографа и науки всегда была очень тесной, и проявлялась она не только в том, что творцы киноиндустрии в своей работе охотно использовали новейшие технологии и технические средства, созданные учеными. В свое время отечественный кинематограф внес большой вклад в повышение престижа науки и формирование ее образа как важнейшей общественной силы, во многом определяющей облик современного мира. Достаточно вспомнить вдохновляющие образы ученых, созданные отечественными кинематографистами в таких кинолентах, как «Девять дней одного года», «Укрощение огня», «Выбор цели» и многих других.

 

Читать полностью

 

Кино, история, идеология: возможные подходы к интерпретации кинотекстаВопросы теории и истории кино

 С.О. Егоров

 Кино, история, идеология: возможные подходы к интерпретации кинотекста

 Статья посвящена вопросу о возможных способах анализа идеологии в кинематографическом произведении. Предлагаются возможные варианты теоретико-методологического аппарата исследования по данной тематике, основанные на подходах смежных гуманитарных дисциплин и имеющихся в исследованиях кинематографа конкретных исследованиях.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Егоров С.О. Кино, история, идеология: возможные подходы к интерпретации кинотекста // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 11–20. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-01.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлымВопросы теории и истории кино

 Л.Н. Мазур

 Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлым

 В статье на основе анализа художественных фильмов советского времени реконструируется образ провинциального города в его динамике. Всего выделено три основных образа, сменяющие друг друга и отражающие представления авторов фильмов о его месте в обществе и перспективах – это, во-первых, провинциальный город как меняющееся пространство, устремленное в будущее (1930-е гг.); во-вторых, образ счастливого настоящего (1950-е гг.); в-третьих, провинция как хранитель прошлого, символ малой родины, традиции, культурных корней. Последний образ в эпоху перестройки трансформируется, наполняется негативными смыслами, придающими провинциальному городу эсхатологические черты.

 Тема поддержана грантом РНФ № 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологическое исследование)».

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Мазур Л.Н. Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлым // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 21–39. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-02.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Киноатлас СССР»: учебно-географический фильм «Западная Сибирь» (1937)Документальное кино в СССР

 Е.В. Головнёва

 «Киноатлас СССР»: учебно-географический фильм «Западная Сибирь» (1937)

 В статье рассматривается особый сегмент в азвитии советского документального кино 1930-х гг. – учебные географические кинофильмы, предназначенные для показа советским школьникам. В качестве примера подобного рода картин анализируется фильм «Западная Сибирь» (1937), снятый на киностудии «Сибтехфильм» режиссером З.М. Каликом. История создания данного фильма рассматривается в контексте параллельных процессов, происходивших в 1930-е гг. в советской культурной политике, кинематографе и средствах массовой информации.

 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 21-18-00518 «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» (https://rscf.ru/project/21-18-00518/).

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Головнёва Е.В. «Киноатлас СССР»: учебно-географический фильм «Западная Сибирь» (1937) // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 40–49. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-03.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Киноатлас СССР»: «Туруханский край» Виктора СытинаДокументальное кино в СССР

 И.А. Головнёв

 «Киноатлас СССР»: «Туруханский край» Виктора Сытина

 Статья фокусируется на ярком эпизоде из истории визуальной антропологии – работах В.А. Сытина – ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этногеографического кино в СССР на рубеже 1920–1930-х гг. Источниками для исследования, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, стали архивные документы, статьи периодики, сценарные эскизы, отображающие участие В.А. Сытина в разработке государственного проекта «Киноатлас СССР» в целом и в создании его серии о Туруханском крае в частности.

 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 21-18-00518 «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» (https://rscf.ru/project/21-18-00518/).

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Головнёв И.А. «Киноатлас СССР»: «Туруханский край» Виктора Сытина // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 50–63. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-04.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«…Там хроника для нас перед сеансом»: репрезентации советского проекта внутренней колонизации в киножурнале «Сибирь на экране»Документальное кино в СССР

 М.К. Чуркин

 «…Там хроника для нас перед сеансом»: репрезентации советского проекта внутренней колонизации в киножурнале «Сибирь на экране»

 В статье выявлены формы, средства и содержание репрезентаций советского проекта внутренней колонизации в хроникально-документальном кинематографе СССР 1950–1980-х гг. Одной из таких «площадок» трансляции колониальных знаний, представлений и практик выступил киножурнал «Сибирь на экране», выполнявший не только стандартные пропагандистские функции, но и фиксировавший алгоритмы сосуществования основных акторов внутренней колонизации – «Человека власти и культуры» и «Колониальных субалтернов», в границах которых реализовывались задачи доминирования и подчинения в отношении территорий и людей.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Чуркин М.К. «…Там хроника для нас перед сеансом»: репрезентации советского проекта внутренней колонизации в киножурнале «Сибирь на экране» // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 64–71. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-05.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемыДокументальное кино в СССР

 В.О. Васильева, Е.Ю. Трушкина

 Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы

 В статье рассматривается специфика этнографического фильма в позднем СССР (1960–1980-е гг.). Ставится вопрос о характеристиках и границах данного феномена, разных путях его понимания современниками. Дается обзор существовавших в то время практик его производства и использования. Делается вывод о возможности рассмотрения данного феномена в контексте академического процесса, как результата множественных коммуникативных взаимодействий между институциями и индивидами и как порождения и важной черты собственно позднесоветской интеллектуальной культуры.

 Статья подготовлена по результатам проекта «Материя, образ, тело: визуальные среды современной культуры» при поддержке фонда «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2020 г.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Васильева В.О., Трушкина Е.Ю. Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 72–91. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-06.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920–1930-е годы)Народы СССР в отражении художественного кинематографа

 Д.А. Аманжолова

 «Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920–1930-е годы)

 В статье рассматриваются особенности развития кино как компонента национальной политики в раннесоветский период. Анализируются конкретные примеры организации кинопоказов, деятельность Совкино и первый опыт развития кинопроизводства в национальных республиках в 1920–1930-е гг. Основное внимание уделяется способам, специфике и результативности использования кино как средства пропаганды, просвещения и формирования советской системы ценностей, развития национальных культур в их переходе от традиции к модерности в ее большевистской трактовке, участию национальной интеллигенции в создании новой художественной реальности и внедрении ее в массовое сознание.

 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН AP08857194 («Визуальная антропология и история образов казахстанской культуры XIX – начала XXI вв.: эволюция и обретение субъектности»).

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Аманжолова Д.А. «Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920–1930-е годы) // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 92–102. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-07.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе конца 1920-х – середины 1930-х годов (на примере ролей И. Оруджевой в фильмах «Севиль» и «Алмас»)Народы СССР в отражении художественного кинематографа

 Н.В. Казурова

 Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе конца 1920-х – середины 1930-х годов (на примере ролей И. Оруджевой в фильмах «Севиль» и «Алмас»)

 В статье рассмотрено влияние советской пропаганды на кинематограф Азербайджана конца 1920-х –середины 1930-х гг. на примере фильмов, снятых по пьесам Дж. Джаббарлы, «Севиль» (1929) А. Бек-Назарова и «Алмас» (1936) А.-Р. Кулиева и Г. Брагинского. Исследована трансформация женского образа. Показано, что в облике женских персонажей соединяются два мифосемантических фактора: борющаяся с предрассудками героиня и молодая и привлекательная женщина-мать. Выявлено, что азербайджанские фильмы вписываются в канон сталинского соцреализма и одновременно тесно связаны с локальной национальной спецификой региона, что способствовало их более эффективному воздействию на аудиторию.

 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 21-18-00518 «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» (https://rscf.ru/project/21-18-00518/).

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Казурова Н.В. Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе конца 1920-х – середины 1930-х годов (на примере ролей И. Оруджевой в фильмах «Севиль» и «Алмас») // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 103–115. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-08.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

 Бурятский буддизм в советском этнографическом кино 1920–1930-х годовНароды СССР в отражении художественного кинематографа

 В.А. Беляева-Сачук, Е.Ю. Трушкина

 Бурятский буддизм в советском этнографическом кино 1920–1930-х годов

 В статье рассматривается история советского этнографического кинематографа 1920–1930-х гг. Исследуется вопрос кинопроизводства документальных фильмов на крупнейших киностудиях страны, в том числе реализация проекта по созданию серий этнографических фильмов «Киноатлас СССР». Показана визуализация этничности (бурятского буддизма) на примере фильма В.И. Пудовкина «Потомок Чингисхана» (1928). Выявлено, что ранние советские фильмы являются ценным документальны источником для визуально-антропологических исследований: изучения традиционной культуры, а также кинорепрезентации этничности народов СССР.

 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 21-18-00518 «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» (https://rscf.ru/project/21-18-00518/).

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Беляева-Сачук В.А., Трушкина Е.Ю. Бурятский буддизм в советском этнографическом кино 1920–1930-х годов // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 116–129. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-09.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

 «Потомок Чингисхана»: книга, сценарий, кинофильмНароды СССР в отражении художественного кинематографа

 Ю.В. Кузьмин

 «Потомок Чингисхана»: книга, сценарий, кинофильм

 Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных истории создания и судьбе кинофильма «Потомок Чингисхана», снятого по одноименной книге сибирского писателя И.М. Новокшонова. Режиссером стал В.И. Пудовкин, а главную роль сыграл В.И. Инкижинов. Подчеркивается творческое содружество этих уникальных личностей, благодаря которому кинолента стала настоящим шедевром не только отечественного, но и в целом мирового кинематографа. Особую ценность картине придали историко-этнографические сцены буддийского Цама, участие в съемках бывших сибирских партизан и забайкальских семейских, что позволило сохранить для науки уникальные зарисовки традиционного сибирского общества. Эмиграция актера, выступившего в главной роли, во Францию, репрессии против писателя сделали картину на длительное время запрещенной для зрителей.

 Грант РФФИ 20-59-44008 Монг_а «Мировое и российское монголоведение: национальные школы, концепции, персоналии».

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Кузьмин Ю.В. «Потомок Чингисхана»: книга, сценарий, кинофильм // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 130–137. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-10.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

 Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в документальных фильмах-концертах в 1956–1987 годах: от официальных идеологем к национальному содержаниюНароды СССР в отражении художественного кинематографа

 Т.Т. Далаева

 Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в документальных фильмах-концертах в 1956–1987 годах: от официальных идеологем к национальному содержанию

 Статья посвящена изучению практик представления самодеятельного искусства Казахстана в документальном кино периода позднего социализма. Для анализа взяты фильмы-концерты, снятые режиссерами и операторами Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов в 1956–1968 гг. и киностудии «Казахтелефильм» в 1963–1987 гг. из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан, и архивные документы из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан, в которых представлены материалы по истории производства съемок, подготовке сценариев, их обсуждения, сами тексты сценариев, документы республиканского дома народного творчества и др.

 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН AP08857194 («Визуальная антропология и история образов казахстанской культуры XIX – начала XXI вв.: эволюция и обретение субъектности»).

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Далаева Т.Т. Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в документальных фильмах-концертах в 1956–1987 годах: от официальных идеологем к национальному содержанию // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 138–145. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-11.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Фильма должна быть строго исторической…»: дискуссия о съемках кинокартины «Колчаковщина» в сибирской периодике 1929 годаИстория России в художественном кино

 Д.И. Петин, К.А. Тишкина

 «Фильма должна быть строго исторической…»: дискуссия о съемках кинокартины «Колчаковщина» в сибирской периодике 1929 года

 Вопросам увековечивания памяти о Гражданской войне советская власть уделяла внимание уже в 1920-е гг. Характерный пример тому – подготовка в Сибири в 1929 г. фильма «Колчаковщина». События братоубийственного противостояния были еще слишком свежи в умах общественности, что привело к активной заочной полемике в региональной прессе о том, каким должна была стать эта кинолента. Данная статья посвящена научному осмыслению этой дискуссии.

 Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-39-60009.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Петин Д.И., Тишкина К.А. «Фильма должна быть строго исторической…»: дискуссия о съемках кинокартины «Колчаковщина» в сибирской периодике 1929 года // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 146–155. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-12.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Кинофильм «Земля» (1930 г.) как отражение трансформации отношений собственностиИстория России в художественном кино

 М.А. Безнин, Т.М. Димони

 Кинофильм «Земля» (1930 г.) как отражение трансформации отношений собственности

 Анализируется символический и визуальный ряд кинофильма «Земля» на предмет выявления изменений в отношениях собственности начала 1930-х гг. Основное внимание сосредоточено на реакции крестьянского сообщества по поводу уничтожения персонификации землепользования. Проведено сравнение элементов землепользования традиционного крестьянского общества и первых этапов колхозного строительства, более подробно в этой связи освещено отношение к такому важному объекту-символу собственнических позиций, как межа.

 Публикация подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 22-28-00325, https://rscf.ru/project/22-28-00325/.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Безнин М.А., Димони Т.М. Кинофильм «Земля» (1930 г.) как отражение трансформации отношений собственности // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 156–165. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-13.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Семантика предметного мира советского деревенского кино периода «оттепели»История России в художественном кино

 О.В. Горбачёв

 Семантика предметного мира советского деревенского кино периода «оттепели»

 Охарактеризованы особенности репрезентации материальной культуры в деревенском кино хрущёвского десятилетия. Показано, что знаковая система предметного мира кино определялась в этот период как идеологическими кампаниями, так и  новыми явлениями в жизни советского общества: нарастающей индивидуализацией сознания, влиянием технического прогресса, активным взаимодействием города и села.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Горбачёв О.В. Семантика предметного мира советского деревенского кино периода «оттепели» // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 166–180. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-14.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Оттепель» в школьной культуре: родительские собрания в советском кино 1960-х годовИстория России в художественном кино

 Н.И. Чуркина

 «Оттепель» в школьной культуре: родительские собрания в советском кино 1960-х годов

 В статье представлены результаты исследования родительских собраний, репрезентируемых в советском школьном кино периода «оттепели» («Большие и маленькие», «Урок литературы», «Здравствуйте, наши папы!»). На основе сравнительного анализа компонентов материальной и духовной культуры школы, делается заключение о начале либерализации школьной культуры, формировании родительского сообщества, что подтверждается трансформацией внешнего облика учителя и родителей; переходе во взаимодействии от монолога к диалогу, дискуссии; изменении позиции ученика.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Чуркина Н.И. «Оттепель» в школьной культуре: родительские собрания в советском кино 1960-х годов // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 181–192. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-15.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Ностальгия по «оттепели» в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годовИстория России в художественном кино

 Д.А. Ананьев

 Ностальгия по «оттепели» в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годов

 В статье выявляются способы «ностальгической» репрезентации эпохи «оттепели» в советских кинофильмах, снятых в 1970-х – середине 1980-х гг. Установлено, что в советском кинематографе осмысление эпохи оттепели началось еще до ее завершения в рамках поколенческого дискурса, поначалу – с критического взгляда на «шестидесятников» (например, в фильмах М. Хуциева и Р. Викторова, снятых по сценариям А. Гребнева), который в середине 1970-х гг. сменился ностальгической репрезентацией недавнего прошлого: во-первых, в фильмах, создающих идеализированный образ ушедшей эпохи (напр., «Голубой портрет», 1976, реж. Г. Шумский; «Фотографии на стене», 1978, реж. А. Васильев и др.); во-вторых – через конструирование образа положительного героя, приверженца системы ценностей и носителя лучших качеств, присущих поколению «шестидесятников».

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Ананьев Д.А. Ностальгия по «оттепели» в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годов // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 193–203. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-16.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

На войне как на войне (Заметки сына главного героя фильма)Герои кино на экране и в жизни

 Л.М. Дамешек

 На войне как на войне (Заметки сына главного героя фильма)

 Публикуются воспоминания известного историка Льва Михайловича Дамешека о своем отце – участнике Великой Отечественной войны Михаиле Леонтьевиче Дамешеке. Фронтовая биография М.Л. Дамешека легла в основу повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» и одноименного фильма, снятого режиссером Виктором Трегубовичем и вышедшего в прокат в 1969 г. Сам Михаил Леонтьевич стал прототипом главного героя фильма сержанта Михаила Домешека (в исполнении народного артиста СССР Олега Борисова). Автор воспоминаний рассказывает о жизненном пути и характере своего отца, о встречах с его боевыми товарищами. Текст сопровождается фотографиями и цитатами из редких документов, хранящихся в семейном архиве Дамешеков.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Дамешек Л.М. На войне как на войне (Заметки сына главного героя фильма) // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 204–212. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-17.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

От образа «врага» к образу «друга»: «японская тема» в послевоенном американском кинематографе (конец 1940-х – начало 1960-х годов)Зарубежный кинематограф

 П.Э. Подалко

 От образа «врага» к образу «друга»: «японская тема» в послевоенном американском кинематографе (конец 1940-х – начало 1960-х годов)

 Статья ставит задачу познакомить российскую аудиторию с американскими художественными кинолентами конца 1940-х – начала 1960-х гг. на тему взаимного сближения «Запада» и «Востока», сыгравшими заметную роль как в деле общего просвещения масс, так и для достижения целей политической пропаганды в условиях «холодной войны». Проанализированы следующие фильмы: «Токийский Джо» (1949), «Токийский файл 212» (1951), «Идите ва-банк!» (1951), «Японская невеста с войны» (1952), «Сайонара» (1956), «Варвар и гейша» (1958), «Чайный домик при августовской Луне» (1956), «Только храбрецы» (1965).

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Подалко П.Э. От образа «врага» к образу «друга»: «японская тема» в послевоенном американском кинематографе (конец 1940-х – начало 1960-х годов) // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 213–221. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-18.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Томирис»: в поисках идентичностиЗарубежный кинематограф

 Н.Н. Головченко

 «Томирис»: в поисках идентичности

 В статье рассматриваются результаты анализа фильма Акана Сатаева «Томирис» 2019 года. Наряду с историческим повествованием в рамках костюмированной драмы устанавливается наличие в фильме современных штампов о древнем мире и отражение проблем, эпохи раннего железа несвойственных. Автор приходит к выводу, что предметный комплекс одежды со всего скифского мира различных периодов и регионов собран в кадр неслучайно, за реконструкциями и репликами стоят серьезные специалисты, обоснованно выбранная, но сознательно измененная концептуальная база.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Головченко Н.Н. «Томирис»: в поисках идентичности // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 222–230. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-19.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Выход из Гражданской войны как научная проблема: международная конференция в Институте истории СО РАННаучная жизнь

 В.В. Журавлёв

 Выход из Гражданской войны как научная проблема: международная конференция в Институте истории СО РАН

 5–7 сентября 2022 г. в Институте истории Сибирского отделения РАН состоялась Международная научная конференция «Гражданская война в России: проблемы выхода, исторические последствия, уроки для современности», на которой обсуждался широкий круг проблем истории тяжелейшего внутреннего конфликта столетней давности. Целью конференции было поставлено комплексное научное осмысление Гражданской войны в России как сложного, масштабного и протяженного во времени исторического события, оказавшего сильное и до сих пор неисчерпанное воздействие на судьбы России и мира. Конференция предусматривала работу восьми тематических панелей, проведение презентации новейшей научной литературы и проблемного круглого стола, заранее был издан сборник научных трудов участников конференции.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Журавлёв В.В. Выход из Гражданской войны как научная проблема: международная конференция в Институте истории СО РАН // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 231–233. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-20.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых»Научная жизнь

 Д.О. Никулин

 Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых»

 Представлен обзор работы Всероссийской молодежной научной школы-конференции с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых», состоявшейся в Новосибирске с 8 по 11 сентября 2022 г.: состав участников, тематика научной школы, секций и круглых столов.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Никулин Д.О. Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых» // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 234–236. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-21.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

IX Международный Сибирский исторический форум «Народы Сибири и Дальнего Востока с древности до наших дней»Научная жизнь

 Е.В. Комлева

 IX Международный Сибирский исторический форум «Народы Сибири и Дальнего Востока с древности до наших дней»

 Представлен краткий обзор IX Международного Сибирского исторического форума, состоявшегося 14–16 сентября 2022 г. в Красноярске. Перечислены направления, в рамках которых проходило обсуждение разнообразных вопросов, связанных с анализом исторического пути развития Азиатской России, репрезентацией наследия наших предков в современном мире и сохранением исторической памяти. Подчеркнуто участие в мероприятии сотрудников Института истории СО РАН.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Комлева Е.В. IX Международный Сибирский исторический форум «Народы Сибири и Дальнего Востока с древности до наших дней» // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 237–239. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-22.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Пятая международная научная конференция «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX веках»Научная жизнь

 А.И. Раздорский

 Пятая международная научная конференция «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX веках»

 Сообщение посвящено Пятой международной научной конференции «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX вв.», прошедшей 27–29 сентября 2022 г. в Новосибирске на базе Института истории Сибирского отделения РАН. Рассказано о составе участников конференции, направлениях работы форума. В частности, помимо пленарного заседания, доклады были представлены на восьми секциях, посвященных истории внешней и внутренней торговли, купечества и таможенного дела в России в XVII–XX вв., купеческой биографике. В этом году хронологические рамки конференции впервые были расширены до конца XX в., что позволило сформировать специальную секцию по торговле советской эпохи.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Раздорский А.И. Пятая международная научная конференция «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX веках» // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 240–243. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-23.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Всероссийский научный семинар «Покровские чтения – 2022»Научная жизнь

 Т.В. Панич

 Всероссийский научный семинар «Покровские чтения – 2022»

 В обзоре представлена работа Всероссийского научного семинара по археографии и источниковедению «Покровские чтения», состоявшегося 13 октября 2022 г. в Институте истории СО  РАН и посвященного памяти академика Н.Н. Покровского. Сообщается об участниках семинара, его тематических направлениях, в краткой форме приводится содержание докладов.

 

Дата публикации: 28.10.2022

Ссылка на статью: Панич Т.В. Всероссийский научный семинар «Покровские чтения – 2022» // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 244–247. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-24.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью