Выпуск № 3 2022 года

«На весле да на шесте»: водные коммуникации Северо-Восточной Евразии

Содержание

От редактора

 

 «Зимою в нарте на шлее, а летом беспрестанно на весле да на шесте», – эти слова енисейского воеводы А.Л. Ошанина отражают сложный процесс освоения огромных пространств Северо-Восточной Евразии, немыслимый без создания разветвленной транспортной сети. Предлагаемый вниманию читателей выпуск «Исторического курьера» посвящен обсуждению комплекса проблем, связанных со становлением и развитием водных коммуникаций в Северо-Восточной Евразии (под которой в историографии все чаще понимается территория современной Российской Федерации), начиная с древнейших времен вплоть до наших дней. Быстрое и успешное освоение водных, как речных, так и морских, магистралей, служивших главными транспортными путями, обеспечивало прочную связь между западными и восточными, северными и южными территориями. Насколько важны были водные коммуникации для изучения и хозяйственного освоения труднодоступных районов, какую роль они играли в повседневной жизни различных слоев населения, как порой непросто и даже драматично проходили поиск и открытие новых путей для прохода водного транспорта, точки взаимодействия в этом вопросе государства и представителей частного капитала – всем этим вопросам и посвящены публикуемые в номере материалы.

 

Читать полностью

 

Хлебная торговля в Москве в первой половине XIX века: доставка зерна, муки и круп по водным путямТорговля по рекам и морям

 Г.Н. Ульянова

 Хлебная торговля в Москве в первой половине XIX века: доставка зерна, муки и круп по водным путям

 На известной фотографии начала 1860-х гг. из фотоальбома, изданного купцом и любителем старины, председателем Московского Биржевого комитета Н.А. Найденовым (1834–1905), предстает панорама Москвы-реки, плотно запруженной кораблями, барками и баржами. Использование водных путей играло важнейшую роль в московской торговле и особенно в подвозе хлеба (в зерне и муке) и круп. По всей акватории Оки и Москвы-реки в пределах Московской и нескольких прилежащих губерний существовала развитая инфраструктура, включавшая доставку товара к оборудованным пристаням, временное хранение в амбарах, погрузку на суда, транспортировку до места назначения. Обращение к статистическим данным показало, что в 1830–1840-е гг. водою доставлялось в разные годы 5–88 % пшеницы в зерне и 21–36 % ржи в зерне, 12–47 % пшеничной муки и 45–53 % ржаной муки. Анализ архивного реестра о привозе хлеба в 1813–1814 гг. свидетельствует о широкой географии поставок, в которых были задействованы купцы, дворяне и мещане нескольких среднерусских губерний.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Ульянова Г.Н. Хлебная торговля в Москве в первой половине XIX века: доставка зерна, муки и круп по водным путям // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 11–23. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-01.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Отражение предпринимательской деятельности купечества в Байкало-Амурском регионе в путевых заметках Д.И. Стахеева (конец 1850-х – 1860-е годы)Торговля по рекам и морям

 И.В. Маслова

 Отражение предпринимательской деятельности купечества в Байкало-Амурском регионе в путевых заметках Д.И. Стахеева (конец 1850-х – 1860-е годы)

 В статье исследуется роль водных коммуникаций Байкало-Амурского региона в предпринимательской деятельности купечества на основе анализа путевых заметок Д.И. Стахеева «За Байкалом на Амуре», изданных в 1869 г. Автор заметок принадлежал к купеческой среде и занимался чайной торговлей в Кяхте, представляя интересы семейного дела, поэтому история предпринимательства стала одной из сюжетных линий его повествования. Автор углубляется в рассказы о предпринимательской деятельности купечества, приводит статистику коммерческих операций, пытается делать экономические прогнозы и оценки, описывает психологию поступков и поведенческие практики российских коммерсантов середины XIX в.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Маслова И.В. Отражение предпринимательской деятельности купечества в Байкало-Амурском регионе в путевых заметках Д.И. Стахеева (конец 1850-х – 1860-е годы) // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 24–34. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-02.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Безопасность торговли и таможенные учреждения на Каспии в XIX векеТорговля по рекам и морям

 Т.В. Павлина

 Безопасность торговли и таможенные учреждения на Каспии в XIX веке

 Каспийский регион – это один из древнейших торговых перекрестков Евразии. Во все времена вопросы безопасности имели здесь решающее значение для обеспечения успешности торговых операций. Особое значение они приобрели в XIX в. в связи с присоединением к Российской империи прикаспийских территорий Закавказья и переходом Каспия под юрисдикцию России. В статье анализируется опыт российского правительства по обеспечению внешнеторговой безопасности в регионе в этот период и роль таможенных учреждений в данной сфере.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Павлина Т.В. Безопасность торговли и таможенные учреждения на Каспии в XIX веке // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 35–48. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-03.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Водные пути сообщения в предпринимательской практике оренбургского пореформенного купечества (вторая половина XIX – начало XX века)Торговля по рекам и морям

 К.А. Абдрахманов

 Водные пути сообщения в предпринимательской практике оренбургского пореформенного купечества (вторая половина XIX – начало XX века)

 Статья посвящена трудовой повседневности оренбургских купцов второй половины XIX ‒ начала ХХ в., занятых организацией судоходства по рекам своего региона и соседней Уфимской губернии. Архивный материал, в том числе источники личного происхождения, позволил выявить основные проблемы на пути реализации этого предприятия. Комплекс трудностей включал неподходящие для движения больших пароходов гидрографические параметры рек Оренбуржья (малая глубина, извилистость, подводные камни, быстрое течение), высокую стоимость работ, направленных на подготовку пристаней и складов, боязнь потери финансов и неприязнь достижений прогресса местным казачеством.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Абдрахманов К.А. Водные пути сообщения в предпринимательской практике оренбургского пореформенного купечества (вторая половина XIX – начало XX века) // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 49–61. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-04.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Адмирал С.О. Макаров и карский морской путь: первая попытка организовать лесоэкспорт с ЕнисеяТорговля по рекам и морям

 А.Е. Гончаров

 Адмирал С.О. Макаров и карский морской путь: первая попытка организовать лесоэкспорт с Енисея

 В статье рассмотрена попытка организовать лесоэкспорт с Енисея в Европу, предпринятая вице-адмиралом С.О. Макаровым в 1898–1899 гг. Имя этого выдающегося исследователя Арктики связано не только с его проектами ледоколов, но и с непримиримой, по мнению некоторых авторов, позицией относительно иностранной торговли по Северному морскому пути. Однако изучение данного эпизода полярной истории раскрывает перед нами другой образ Макарова – человека, впервые подошедшего к решению проблемы арктического судоходства со всем пониманием стоящих перед ним технических сложностей. Макаров, в отличие от многих своих современников, уделявших внимание исключительно экономической стороне освоения морского пути и считавших, что для его развития достаточно запустить в Карское море иностранный капитал, понимал несостоятельность такого подхода и поэтому не видел целесообразности дальнейшего существования сибирского порто-франко. При этом его нельзя отнести к сторонникам жесткой политики протекционизма, поскольку он не отрицал иностранного участия в морской торговле с Сибирью.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Гончаров А.Е. Адмирал С.О. Макаров и карский морской путь: первая попытка организовать лесоэкспорт с Енисея // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 62–76. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-05.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Водный путь «от чжурчжэней до русских» в бассейне реки Раздольной Южного ПриморьяИзучение и освоение водных магистралей

 О.В. Дьякова

 Водный путь «от чжурчжэней до русских» в бассейне реки Раздольной Южного Приморья

 Представлен краткий обзор истории освоения бассейна реки Раздольной, протекающей в Приморье. Раздольная служила речной магистралью три тысячи лет. Впервые водный путь начали осваивать в I тыс. до н.э. В эпоху Средневековья магистралью пользовались тунгусо-маньчжуры (бохайцы и чжурчжэни), совершавшие на парусных судах путешествия в Корею, Японию, Китай. В Новое время река являлась дорогой жизни для аборигенов Приморья. Они передвигались на лодках-улимагдах по всему Дальневосточному краю. Важную роль раздольнинская магистраль сыграла в освоении Россией территории Дальнего Востока. Пароходами перевозились люди и грузы. В наши дни Раздольная – излюбленное место отдыха и рыбалки.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Дьякова О.В. Водный путь «от чжурчжэней до русских» в бассейне реки Раздольной Южного Приморья // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 77–85. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-06.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Освоение водных путей северной части бассейна Енисея в XVII – начале ХХ векаИзучение и освоение водных магистралей

 С.Т. Гайдин, Г.А. Бурмакина

 Освоение водных путей северной части бассейна Енисея в XVII – начале ХХ века

 Представлен обзор освоения водных путей в северной части бассейна Енисея в период от строительства в 1601 г. Мангазейского острога до организации регулярного пароходного движения в начале ХХ в. Показано развитие речного пароходства, его влияние на жизнь населения и эксплуатацию природных ресурсов. Отмечено взаимодействие в этой области властных структур и представителей частного капитала.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. Освоение водных путей северной части бассейна Енисея в XVII – начале ХХ века // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 86–103. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-07.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

К вопросу о речном судоходстве в верховьях Енисея в конце XIX – начале ХХ векаИзучение и освоение водных магистралей

 Т.А. Кискидосова

 К вопросу о речном судоходстве в верховьях Енисея в конце XIX – начале ХХ века

 Статья посвящена вопросу речного судоходства в верховьях Енисея в конце XIX – начале ХХ в. Выявлено, что отсутствие путей сообщения существенно осложняло хозяйственное освоение региона. Показана работа комиссий и совещаний, заинтересованных в установлении регулярного речного судоходства в верховьях Енисея. Предпринятая попытка установить водное сообщение между Россией и Тувой в дореволюционный период требовала значительных финансовых затрат и не была доведена до конца.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Кискидосова Т.А. К вопросу о речном судоходстве в верховьях Енисея в конце XIX – начале ХХ века // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 104–113. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-08.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Участие художественной интеллигенции Иркутска в изучении и популяризации водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья во второй половине XIX – начале XX векаИзучение и освоение водных магистралей

 В.В. Ткачев

 Участие художественной интеллигенции Иркутска в изучении и популяризации водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья во второй половине XIX – начале XX века

 В статье освещается участие художественной интеллигенции Иркутска и близких к ней коллекционеров в изучении и популяризации водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья во второй половине XIX – начале XX в. Охарактеризована работа художников в составе гидрографических экспедиций по сибирским рекам и Байкалу, их участие в деятельности региональных научных обществ, коллекционировании и выставочной деятельности.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Ткачев В.В. Участие художественной интеллигенции Иркутска в изучении и популяризации водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья во второй половине XIX – начале XX века // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 114–123. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-09.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

По следам Ф. Нансена. История мемориальных таймырских арктических экспедиций конца XX – начала XXI векаИзучение и освоение водных магистралей

 А.В. Шахматов, А.П. Дворецкая, А.В. Суржко

 По следам Ф. Нансена. История мемориальных таймырских арктических экспедиций конца XX – начала XXI века

 В статье впервые в отечественной историографии на основе комплекса исторических источников показано значение мемориальных таймырских арктических экспедиций 1990 и 2013 гг. как важного фактора сохранения и «обновления» исторической памяти. Данные экспедиции в общих чертах повторяли путь знаменитого норвежского путешественника Ф. Нансена, который он проделал в 1913 г. во время путешествия в Приенисейскую Сибирь. Доказывается полезность и необходимость проведения в дальнейшем подобных рейсов с международным составом студентов и преподавателей.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Шахматов А.В., Дворецкая А.П., Суржко А.В. По следам Ф. Нансена. История мемориальных таймырских арктических экспедиций конца XX – начала XXI века // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 124–136. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-10.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Сибирский канал»: проект красноярского купца М.К. Сидорова по соединению низовьев Оби и Енисея (1870-е годы)От первого лица

 Е.В. Комлева

 «Сибирский канал»: проект красноярского купца М.К. Сидорова по соединению низовьев Оби и Енисея (1870-е годы)

 В статье рассматривается проект по соединению низовьев Оби и Енисея, предложенный красноярским купцом Михаилом Константиновичем Сидоровым в конце 1870-х гг. Раскрывается его содержание, положительные стороны по сравнению с другими существовавшими планами. Публикуются вышедшие из-под пера М.К. Сидорова тексты, отложившиеся в фондах РГИА и содержащие характеристику проектируемого им «Сибирского канала».

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Комлева Е.В. «Сибирский канал»: проект красноярского купца М.К. Сидорова по соединению низовьев Оби и Енисея (1870-е годы) // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 137–163. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-11.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Водоем в культурно-бытовом пространстве провинциального дворянства в конце XVIII – начале XX века (по материалам Пензенского края)Водные пути и водоемы в повседневной жизни населения: восприятие, использование

 С.В. Филатова

 Водоем в культурно-бытовом пространстве провинциального дворянства в конце XVIII – начале XX века (по материалам Пензенского края)

 Статья посвящена проблеме места и роли водоема в культурно-бытовом пространстве провинциального дворянства в конце XVIII – начале XX в. Рассмотрены конкретные составляющие данного вопроса: водные ресурсы и строительство барской усадьбы; развлечения, связанные с водными артериями: охота, рыбная ловля, купания, круизы и прогулки, наблюдения за природными циклами; водоем как основа творческого вдохновения, самореализации и сфера приложения коммерческой инициативы. Исследование проведено на материалах Пензенского края и опирается преимущественно на источники личного происхождения.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Филатова С.В. Водоем в культурно-бытовом пространстве провинциального дворянства в конце XVIII – начале XX века (по материалам Пензенского края) // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 164–176. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-12.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Земские пароходы в Тобольской губернии в начале XX века как средство транспортного обеспечения местных управленческих структурВодные пути и водоемы в повседневной жизни населения: восприятие, использование

 Е.В. Почеревин

 Земские пароходы в Тобольской губернии в начале XX века как средство транспортного обеспечения местных управленческих структур

 Статья посвящена изучению организации земского судоходства в Берёзовском уезде Тобольской губернии в начале XX в. Из-за отсутствия дорог в уезде губернская администрация использовала паровые суда для осуществления служебных перевозок. Выявлено, что если в начале рассматриваемого периода наблюдались затруднения с поиском судна для аренды, то позже развернулась конкуренция между владельцами пароходов за право их предоставления в распоряжение местной администрации.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Почеревин Е.В. Земские пароходы в Тобольской губернии в начале XX века как средство транспортного обеспечения местных управленческих структур // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 177–185. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-13.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

«Иртыш, меж рек иных скиталец»: организация деятельности органов управления речным транспортом Западной Сибири в первой половине 1920-х годов на примере Иртышского бассейнаВодные пути и водоемы в повседневной жизни населения: восприятие, использование

 М.В. Забровская

 «Иртыш, меж рек иных скиталец»: организация деятельности органов управления речным транспортом Западной Сибири в первой половине 1920-х годов на примере Иртышского бассейна

 В статье рассматриваются вопросы из истории становлении советской системы управления внутренним водным транспортом Сибири, техническое состояние судоходной обстановки, пристанских участков и речного флота Западной Сибири в первой половине 1920-х гг. На примере Иртышского судоходного района показано техническое состояние внутренних водных путей Западной Сибири в период 1925‒1926 гг.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Забровская М.В. «Иртыш, меж рек иных скиталец»: организация деятельности органов управления речным транспортом Западной Сибири в первой половине 1920-х годов на примере Иртышского бассейна // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 186–202. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-14.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Отражение предпосылок формирования судостроительной промышленности в допетровской России в отечественной историографииПроблемы историографии

 Т.В. Алексеев

 Отражение предпосылок формирования судостроительной промышленности в допетровской России в отечественной историографии

 В статье проведен анализ работ отечественных исследователей, посвященных истории судостроения в допетровской России. Сделан вывод о формировании в данный период определенных предпосылок институционализации судостроения как отрасли национальной промышленности и военного производства. Показано, что опыт допетровского судостроения был использован в период создания военно-морского флота при Петре I. Оценена степень изученности проблемы в отечественной историографии и намечены перспективные направления ее дальнейших исследований.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Алексеев Т.В. Отражение предпосылок формирования судостроительной промышленности в допетровской России в отечественной историографии // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 203–221. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-15.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

История освоения Российской Арктики и Северного морского пути в XX веке в освещении отечественной и зарубежной (англоязычной) историографии: основная проблематика исследованийПроблемы историографии

 Д.А. Ананьев

 История освоения Российской Арктики и Северного морского пути в XX веке в освещении отечественной и зарубежной (англоязычной) историографии: основная проблематика исследований

 В статье содержится обзор основных работ отечественных и зарубежных (англоязычных) историков, посвященных истории освоения Арктики в XX в.; определяется основная проблематика исследований. Установлено, что отечественные и зарубежные специалисты, использовавшие методологический инструментарий теорий «колонизации», «модернизации», «фронтира», осветили широкий круг проблем, связанных с историей научного изучения, реорганизации системы управления, демографического и социально-экономического развития советской Арктики. Повышенное внимание в историографии уделялось истории развития транспортных коммуникаций, прежде всего освоения Северного морского пути. Особенностью современной историографии является стремление исследователей вписать историю Российской Арктики в общемировой контекст, рассматривая ее в рамках единого Арктического региона.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Ананьев Д.А. История освоения Российской Арктики и Северного морского пути в XX веке в освещении отечественной и зарубежной (англоязычной) историографии: основная проблематика исследований // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 222–237. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-16.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Путешествие Д.Г. Мессершмидта в Сибирь в судьбе исследователя и в истории: «великий ученый» vs «великий неудачник»: – Рец. на кн.: Путевой журнал Даниэля Готлиба Мессершмидта. Научная экспедиция по Енисейской Сибири. 1721–1725 годы / перевод, сост., коммент.: Г.Ф. Быконя, И.Г. Федоров, Я.И. Федоров. Красноярск: РАСТР, 2021. 496 с., ил.Мир книги

 И.А. Шипилов

 Путешествие Д.Г. Мессершмидта в Сибирь в судьбе исследователя и в истории: «великий ученый» vs «великий неудачник»: – Рец. на кн.: Путевой журнал Даниэля Готлиба Мессершмидта. Научная экспедиция по Енисейской Сибири. 1721–1725 годы / перевод, сост., коммент.: Г.Ф. Быконя, И.Г. Федоров, Я.И. Федоров. Красноярск: РАСТР, 2021. 496 с., ил.

 С позиций мессершмидтоведческих исследований представлена рецензия на издание экспедиционного дневника руководителя первого комплексного научного путешествия в Сибирь (1719–1727 гг.) Д.Г. Мессершмидта. В книге опубликованы дневниковые записи, сделанные в 1721–1723 и 1725 гг. Д.Г. Мессершмидтом и его ассистентом Ф.И. Таббертом фон Страленбергом на территории Енисейской Сибири. Публикуемый источник репрезентирует работу участников путешествия в регионе по научно-исследовательской программе Д.Г. Мессершмидта. Издание содержит предисловие, знакомящее читателя с историей и историографией экспедиции, объемный научно-справочный аппарат и многочисленные иллюстрации. Произведенная в рецензии аналитика и критика публикации через призму мессершмидтологической парадигмы позволили сделать вывод о научно-популярном характере издания, в котором дневник Д.Г. Мессершмидта – главная научная составляющая.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Шипилов И.А. Путешествие Д.Г. Мессершмидта в Сибирь в судьбе исследователя и в истории: «великий ученый» vs «великий неудачник»: – Рец. на кн.: Путевой журнал Даниэля Готлиба Мессершмидта. Научная экспедиция по Енисейской Сибири. 1721–1725 годы / перевод, сост., коммент.: Г.Ф. Быконя, И.Г. Федоров, Я.И. Федоров. Красноярск: РАСТР, 2021. 496 с., ил. // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 238–254. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-17.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Современные регионоведческие справочники, посвященные водным ресурсам России: аннотированный списокМир книги

 А.В. Куликова

 Современные регионоведческие справочники, посвященные водным ресурсам России: аннотированный список

 Публикуется ранее нигде не транслировавшийся перечень изданий, вышедших в свет с 1992 по 2021 г., описывающих гидротеку (коллекцию водных богатств) России. Библиографический список составлен по регионам. Данную публикацию необходимо расценивать как рекомендательный тематический список литературы, который в некоторой степени позволит читателю приоткрыть завесу над интересными (порой неожиданными) аспектами изучения родного края.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Куликова А.В. Современные регионоведческие справочники, посвященные водным ресурсам России: аннотированный список // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 255–267. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-18.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

К 65-летию Сибирского отделения Российской академии наукНаучная жизнь

 Н.А. Куперштох

 К 65-летию Сибирского отделения Российской академии наук

 На протяжении почти 300-летней истории Академия наук последовательно выдерживала стратегию на изучение Сибири. В начале XX в. важность изучения производительных сил регионов России сформулировал академик В.И. Вернадский, заветам которого следовала Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС). Мобилизационные стратегии советского государства вызвали перестройку всей деятельности Академии наук.

 

Дата публикации: 28.06.2022

Ссылка на статью: Куперштох Н.А. К 65-летию Сибирского отделения Российской академии наук // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 268–272. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-19.pdf

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Путь длиной в сто лет: к юбилею Института монголоведения, буддологии и тибетоведения Сибирского отделения Российской академии наукНаучная жизнь


 Путь длиной в сто лет: к юбилею Института монголоведения, буддологии и тибетоведения Сибирского отделения Российской академии наук

 1 июля этого года 100-летний юбилей отмечает одно из старейших научных учреждений на территории Сибири – Институт монголоведения, буддологии и тибетоведения Сибирского отделения Российской академии наук. Восходящий корнями к созданию в 1922 г. первого в истории бурят научно-исследовательского учреждения – Бурятского ученого комитета, впоследствии неоднократно реорганизованного, ИМБТ СО РАН получил свое современное название в 1997 г., став к тому времени признанным мировым центром изучения истории, археологии и этнографии Центральной Азии.

 

Дата публикации: 28.06.2022

 

Автореферат                   Читать статью полностью

 

Премия «Вѣчный вкладъ»: Национальная ассоциация эндаументов открывает прием заявок на участие в ежегодном конкурсе исторических исследованийНаучная жизнь


 Премия «Вѣчный вкладъ»: Национальная ассоциация эндаументов открывает прием заявок на участие в ежегодном конкурсе исторических исследований

 Премия «Вѣчный вкладъ» вручается за лучшее исследование по истории целевых капиталов в российской дореволюционной филантропии.
 Миссия премии – информирование о национальных традициях эндаументов («вечных вкладов», «неприкосновенных капиталов») как фундаменте российской дореволюционной филантропии.

 

Дата публикации: 28.06.2022

 

Автореферат                   Читать статью полностью