Беленко Михаил Павлович,

кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, Институт истории СО РАН. e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Роль водного транспорта в эвакуации гражданского населения в годы Великой Отечественной войны

 

 В статье рассмотрена роль водного транспорта в эвакуации гражданского населения СССР в тыловые районы страны в годы Великой Отечественной войны. Установлено, что значение водного транспорта (как морского, так и речного) проявилось в нескольких ключевых аспектах. Это эвакуация граждан с территорий, сухопутное сообщение с которыми было блокировано наступающими войсками противника. Затем, перевозки населения, в первую очередь промышленных рабочих и членов их семей, по внутренним водным путям СССР из угрожаемых районов в тыл совместно и в дополнение к железнодорожным перевозкам. Отдельно необходимо указать на роль речного транспорта в организации и обеспечении переправ через реки, так как до войны эта задача решалась местными органами власти, и в обязанности речников не входила. Сделаны выводы о количестве эвакуированных при помощи водного транспорта в рамках каждой из задач граждан: в 1941 году речь идет о более чем 500 тысячах человек, в 1942 – о примерно 450 тысячах человек, вывезенных с блокированных территорий. В рамках «промышленной» эвакуации речь идет о более чем 2 млн эвакуированных. Количество людей, воспользовавшихся вновь созданными речными переправами, установить точно невозможно, но приблизительные оценки говорят о величинах в миллионы людей в 1941 году, и сотни тысяч – в 1942 г. Отдельно необходимо сделать вывод о факторах, усложняющих точное измерение вклада водного транспорта в эвакуационные перевозки. К наиболее существенным их них относятся вызванные войной погрешности учета (особенно это касается перевозок в Черноморском бассейне, Балтийском море и Финском заливе) и комбинированный характер части перевозок – одних и тех же людей перевозили водным транспортом, потом железнодорожным, затем снова водным. Таким образом, «механическое» суммирование количества эвакуированных, зафиксированное в различных источниках, приводит к существенному завышению их общей численности.

Дата публикации: 19.12.18
 

Читать статью >

Ссылка на статью: Беленко М.П. Роль водного транспорта в эвакуации гражданского населения в годы Великой Отечественной войны // Исторический курьер. 2018. № 2. Статья 19. URL: http://istkurier.ru/data/2018/ISTKURIER-2018-2-19.pdf

Ссылки: Выпуск №2 2018 года; Miscellanea

Ключевые слова: Великая Отечественная война; эвакуация; транспортировка; водный транспорт; морской транспорт; речной транспорт

Похожие статьи: